Добродетель : некоторые виды воздержания.
«Объективная реальность, данная нам в ощущения»!
Вместе весело шагать по болотам,
По болотам – с пулеметом.
И деревни поджигать лучше ротой
Или целым батальоном.
В небе зарево колышется – полощется.
Раз бомбежка, два бомбежка – нету рощицы…
Раз атака, два атака – нет селения,
Уничтожим коренное население!
Наши методы просты и гуманны,
И гуманны, и гуманны.
Ходим-бродим мы в заморские страны,
Что за страны – чудо страны.
И шагает хулиган за хулиганами.
Раз армеец, два армеец – будет армия!
Раз убийство, два убийство – демократия.
Мы армейские фанаты – мы каратели!
(Народная песня времён СССР).
Большинство советских детей и мечтать не могли о том, чтобы отправиться в каникулы на заграничные курорты, зато очень многие из них проводили лето у бабушки в деревне, и это становилось увлекательным приключением, о котором потом долго вспоминали и рассказывали друзьям.
Особенность советского времени – даже если у ребенка не было бабушки с собственным «домиком в деревне», на природу он все равно попадал. Практически всегда у родителей находились родственники или знакомые, готовые взять ребенка на каникулы. Но к такому отдыху нужно было еще подготовиться.
Водоворот дефицита в природе
В пору тотального дефицита ребенка собирали долго и тщательно: вместе с ним в поездку отправлялся целый багаж, в котором непременно были «городские гостинцы». В зависимости от возможностей семьи это могла быть обычная вареная колбаса или редкая в те годы – копченая, сгущенка, шоколадные конфеты, гречневая крупа, кофе, сахар и многое-многое другое.
Все объяснялось просто – в деревне эти продукты сложно было достать, а отблагодарить «принимающую сторону» за гостеприимство считалось делом чести. Ну а ближе к осени вместе с отдохнувшим чадом в обратную сторону отправлялись дары природы: соленья-варенья, овощи, фрукты.
В то же время сельские магазины иногда радовали горожан невиданным импортным изобилием: рядом с ситцевыми халатами или ватниками там можно было обнаружить, например, импортные джинсы или фирменные кроссовки. Причем даже маленьких, детских размеров, что было по тем временам исключительной редкостью. Так что совсем нередко городские дети, через которых родители передавали деревенской родне некоторую сумму денег, оказывались к концу лета экипированными на зависть городским ровесникам.
«Как поработаешь, так и полопаешь»
Эта грубоватая, но верная народная поговорка как нельзя лучше отражала положение дел на селе эпохи СССР. В пору, когда обычные сосиски и сыр в деревне считались деликатесом, за которым нужно было ехать в Москву, народ выходил из положения как мог. Многие деревенские жители держали немаленькое натуральное хозяйство, разводили уток, кур, кроликов, свиней или коз, обязательно «сажали огород», и, конечно же, картошку, причем – помногу и впрок. Городских ребятишек быстро приставляли к делу: им выделяли свой участок работы (например, прополка огорода и сбор колорадских жуков с листьев картофеля), и дети играючи усваивали навыки работы на земле. Некоторые за лето овладевали и совсем уж невиданными для горожан навыками: учились доить корову или колоть дрова.
Еще в каждом дворе непременно росли яблони, вишня, смородина, крыжовник и другие плодовые деревья и кустарники – на радость детворе. Миска парного молока со собственноручно собранной малиной становилась для многих детей СССР символом счастливого деревенского лета.
«Летом я гуляю, летом я пляшу, в деревне отдыхаю, в школу не хожу». Во времена позднего социализма деревни были еще многолюдными: там была работа, и кипела жизнь. Соответственно, и детей рождалось немало. Частенько «местные» летом вступали в конфликт с «городскими», но рано или поздно все объединялись в одну большую ребячью ватагу и носились до позднего вечера по улицам деревни, оглашая окрестности задорными криками.
Контроль со стороны взрослых практически полностью отсутствовал, но особенно хулиганистых мальчишек чья-нибудь бабушка могла при случае «отходить» пучком крапивы.
Настоящим приключением были и походы в лес за ягодами и грибами, рыбалка, выезды «в ночное» – все это учило городских детей взаимодействию с живой природой, ориентированию на местности и многим другим полезным вещам.
Еще дети, приехавшие в деревню, узнавали немало подвижных командных игр, которые в то время уже были подзабыты в городе. Помимо всем известного «ручейка», «казаков-разбойников» или салочек, они учились играть в лапту, «чижа» или «гусей». Все эти подвижные развлечения как нельзя лучше сплачивали местных и приезжих мальчишек и девчонок.
«У нас в деревне сегодня хит-парад!»
«Культурный досуг» села эпохи СССР был уникальным явлением с неповторимой спецификой. Ребята постарше и подростки из города обязательно включались в него с головой. По сути развлечений было два: кино и танцы по выходным. Фильмы, как правило, крутили в местном клубе, и ребятня непременно проникала туда даже на вечерние поздние сеансы. Вместо попкорна – кулек семечек в руке, вместо спецэффектов – обрыв пленки. В то время фильмы записывались на бобины, их надо было менять, но киномеханик не всегда успевал сделать это, а то и вовсе путал пленки. Вот тогда в зале начинался ажиотаж, свист и улюлюканье, и, конечно же, дети шумели больше взрослых.
После кино начинались танцы – зрители просто сдвигали к стенам ряды стульев, и танцевали под магнитофонные записи. Вот и весь танцпол. Для детей особым шиком было умудриться «попрыгать на дискаче» вместе со взрослыми, хотя их старались отправить восвояси – и заведующий клубом, и наиболее сознательные жители, а иногда и сам председатель колхоза.
И, конечно же, в каждой деревне были свои «байкеры» – на стареньких отечественных мотоциклах или мопедах. На зависть городским мальчишкам они гоняли с ревом по окрестностям. Подружиться с обладателем «железного коня» и помочь ему с ремонтом считалось очень престижным, и многие ребята за лето осваивали еще и основы автомеханики.
Journal information