deni_didro (deni_didro) wrote,
deni_didro
deni_didro

Category:
  • Mood:
  • Music:

Ученые выяснили, в чем секрет скрипок Страдивари.

«Лучше быть, чем казаться»
(Тихо Браге.)

Как раз те люди, которые во что бы то ни стало хотят всегда быть правыми, чаще всего бывают неправы.
(Франсуа де Ларошфуко.)

Мне грустно… Подожди… Рояль,
Как будто торопясь и споря,
Приоткрывает окна в даль
Грозой волнуемого моря.
И мне, мелькая мимо, дни
Напоминают пенной сменой,
Что мы – мгновенные огни —
Летим развеянною пеной…

(Андрей Белый, «Карма».)

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(Владимир Маяковский, «Я сразу смазал карту будня…».)

Так – в каждом деле. Завтра, завтра, завтра, –
А дни ползут, и вот уж в книге жизни
Читаем мы последний слог и видим,
Что все вчера лишь озаряли путь
К могиле пыльной. Дотлевай, огарок!
Жизнь – это только тень, комедиант,
Паясничавший полчаса на сцене
И тут же позабытый; это повесть,
Которую пересказал дурак:
В ней много слов и страсти, нет лишь смысла.
( Автор неизвестен.)



Старинные скрипки, созданные мастерами кремонской школы Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери в XVII—XVIII вв., считаются лучшими в мире, и превзойти мэтров пока никому не удавалось. Эти скрипки, как казалось, были изучены досконально: форма, толщина дек, состав древесины, лак, клей, однако секрет уникального звучания до сих пор оставался нераскрытым.


Настоящая скрипка Страдивари - мечта любого профессионального скрипача (если он, конечно, не предпочитает Гварнери) | Источник: Getty Images.

И вот теперь американские ученые полагают, что совершили прорыв. Они сосредоточили внимание на верхней деке, которая прежде всего отвечает за акустику инструмента.


«В ходе нового исследования выяснилось, что у Гварнери и Страдивари был свой уникальный метод обработки древесины, которому они придавали большое значение, — говорит один из авторов исследования (его результаты опубликованы в издании Angewandte Chemie), биохимик Техасского университета сельского хозяйства и механики Джозеф Нагивари. — Должно быть, в ходе работы эти мастера поняли, что особые соли, которыми они обрабатывали древесину, давали ей дополнительную механическую прочность и акустические преимущества».

Нагивари и его коллеги давно уже развивают теорию о том, что именно химическая обработка в лучшую сторону отличает скрипки Гварнери и Страдивари от работ других мастеров Кремоны, не говоря уже о скрипках из других регионов и стран. Однако на этот раз они попытались выяснить, каким именно составом обрабатывали мастера свои скрипки.

Применив комбинированный метод анализа, включая спектроскопию, команда ученых пришла к выводу, что среди прочего в секретный состав входили бура (тетраборат натрия), сульфаты цинка и меди, квасцы и известковая вода.

Все вместе эти вещества (а они были известны и применялись с древних времен) были призваны не только лучше сохранять дерево, но и придавать инструментам особое звучание.
Древесина, которая шла на изготовление инструмента, покрывалась этим составом не только снаружи, но и предварительно тщательно вымачивалась в нем. На то были и иные причины.


«Присутствие этих веществ говорит о том, что скрипичные мастера тесно сотрудничали с местными аптекарями, — говорит Нагивари, — ко всему прочему и Гварнери, и Страдивари хотели уберечь свои инструменты от древоточцев, которые представляли серьезную угрозу изделиям из дерева».

Не стоит забывать и о том, что в те времена патентов и защиты авторских прав не существовало, и кремонским мастерам приходилось тщательно скрывать свои секреты, поэтому они делали все, чтобы даже на глаз невозможно было определить, чем именно обработан инструмент. Именно поэтому, скорее всего, и были утеряны секреты старых мастеров, не желавших делиться ими с другими.

Сегодня в мире сохранилось лишь несколько сотен скрипок, созданных этими двумя королями скрипичного дела, они стоят баснословных денег, и даже при этом первоклассные музыканты порой годами ждут своего шанса, чтобы приобрести такую скрипку.

И хотя команда Нагивари слегка приподняла завесу секретности, о воссоздании в полной мере старинной техники обработки инструментов пока не идет и речи.



Взято из: https://news.mail.ru/society/47626599/?frommail=1

deni_didro

Tags: . Бриллианты., Альтернатива., Герои не сегодняшней России., Идеи., Искусство., Красота спасёт мир!, Мифы и мифотворчество., Мифы истории., Наука., Новейшая история., Образование., Правда и мифы, Предки., Рекорды., Тайны истории., Техника., Традиции., Фантастика., авторитеты, агитация, память., предсказания., революция, символика
Subscribe

promo deni_didro november 15, 2015 10:14 46
Buy for 100 tokens
По мере появления новых мыслей и афоризмов буду добавлять их в данную статью. Моей Родине, которой я хочу совершенно другую судьбу. У истории короткая память, но длинные руки. Те, кто делают историю, не задумываются, что её ещё предстоит написать. (Т. Абдрахманов.) От жажды умираю над…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment